ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ
«ФИЗИКА — НАУКА О ПРИРОДЕ» 7 класс
«ФИЗИКА — НАУКА О ПРИРОДЕ» 7 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
- сформулировать цели изучения различных явлений природы;
- рассмотреть примеры физических и нефизических явлений;
- ввести основные понятия: материя, физическое тело, поле, вещество, явление;
- познакомить учащихся с методами изучения различных явлений и показать роль физики как ведущей науки ;
- ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете физики.
ОБОРУДОВАНИЕ: раствор щелочи и раствор фенолфталеина; электрофорная машина, маятник Максвелла, шарик на нити, пружинный маятник, камертон, легкоподвижная тележка, магнит, катушка-моток, керамические или полосовые магниты на каждый стол, источник тока, соединительные провода, спиртовка, пробирка с водой.
Для демонстрации презентации: компьютер, мультимедийный проектор.
ПЛАН УРОКА:
- Организация урока: знакомство с классом, инструктаж по технике безопасности в кабинете физики, требования к изучению предмета.
- Объяснение материала с использованием презентации — эвристическая беседа.Слайды 1-2.Физика — наука о природе. Но наук о природе много. Вспомним, какие науки о природе вы уже изучали. Чем же отличается физика от всех этих наук? В каких случаях и в какой профессинальной деятельности людям требуются знания по физике?Учащиеся высказывают свои предположения.ВЫВОД — физика — наука, которая изучает законы природы и объясняет различные явления. Знание законов физики необходимо людям разных профессий: строителям, врачам, инженерам, космонавтам и т.д.Слайды 3,4,5 — рассматриваются примеры явлений, которые изучают другие науки:- из яйца появляется цыпленок- из икринки появляется лягушка - эти явления изучает биология;- превращения одних веществ в другие изучает химия(Н. Семенов — лауреат Нобелевской премии, будучи школьником, в домашних условиях соединил металл натрий и газ хлор и получил поваренную соль, посолил ею хлеб и съел).Демонстрация - в раствор щелочи добавляем раствор фенолфталеина и наблюдаем изменение окраски.Особенности различных климатических зон объясняет география.Слайд 6 — Какие же явления изучает физика?Демонстрация — колебания пружинного маятника и маятника Максвелла- пример колебаний.Демонстрация - звучание камертона — пример звукового явления.Слайды 7,8 — пронаблюдаем тепловые явления. Тепловые явления происходят при нагревании или охлаждении. Кипение воды — одно из таких явлений.Демонстрация — кипение воды в пробирке. Какие еще тепловые явления вам приходилось наблюдать? Учащиеся приводят примеры тепловых явлений.Слайды 9,10 - Механическое движение — одно из самых распространенных явлений в природе. Посмотрите на полет бабачки. Как можно обнаружить, что она движется? (Она изменяет свое положение относительно цветка гортензии, мы наблюдаем движение ее крыльев).Колобок также изменяет свое положение относительно дерева.Демонстрация: движение тележки, движение шарика на нити.Слайды 11,12 - демонстрируют световые явления. Эти явления иначе называются оптическими. Приведите примеры других световых явлений. Какова их роль в повседневной жизни?(Учащиеся приводят примеры световых явлений и оценивают их роль).Слайд 13 -Полярное сияние. Можно ли назвать это явление оптическим явлением? Конечно. Но физика позволяет выяснить причину этого явления и объяснить его. Причина возникновения полярных сияний - наличие у Земли магнитного поля. Земля — огромный магнит.Демонстрация — действие магнитного поля на катушку с током.Магнетизм тесно связан с электрическими явлениями. Одно из этих явлений мы наблюдаем в природе очень часто. Какое это явление?Слайд 14 — Молния.Мы можем получить маленькую молнию у нас в классе.Демонстрация: получение электрического разряда с помощью электрофорной машины и взаимодействие электрических зарядов.Как много различных явлений мы пронаблюдали! Но много интересных и необычных явлений мы можем пронаблюдать в просторах Вселенной. Для изучения Вселенной астрономы используют различные физические методы исследований — измеряют температуру звезд, определяют их химический состав.Слайд 15 — связь физики с другими науками. Методы физических исследований используются в разных областях науки: химии, географии, биологии, астрономии. Можете ли вы привести примеры? (Беседа с учащимися о связи различных наук). А какая связь у физики и математики? При изучении законов физики мы будем выражать эти законы с помощью формул, рассчитывать физические величины, строить графики.ВЫВОД: изучая различные физические явления физики открывают законы природы, которые позволяют объснить все процессы, происходящие в природе.Слайд 16 - основные понятия физики.МАТЕРИЯ — это все то, что существует в природе независимо от нашего сознания .Материя существует в виде вещества и в виде поля.Из разных веществ состоят физические тела. (Привести примеры физических тел и определить, из каких веществ они состоят)Поле — особый вид материи. Увидеть и потрогать поле мы не можем, но действие поля мы можем наблюдать.Мяч, подброшенный вверх, падает на землю — это действие поля тяготения.Взаимодействие магнитов — действие магнитного поля.Взаимодействие электрических зарядов — действие электрического поля.Слайд 17 — методы изучения физики.Наши предки, наблюдая за различными явлениями природы, не могли правильно объяснить их причины. ( Приведите примеры). Поэтому наблюдения не всегда позволяют сделать правильные выводы. Для изучения природы ученые проводят опыты ( эксперименты). Давайте проведем эксперимент с магнитами и попробуем сделать вывод. (Учащиеся наблюдают взаимодействие магнитов и делают выводы:- магниты имеют два полюса;- магниты взаимодействуют по-разному: могут притягиваться и отталкиваться)На основании опытов ученые выдвигают гипотезу — предположение, которое либо подтверждается, либо опровергается другими опытами. На основании полученных результатов создается теория и устанавливаются физические законы.
- А сейчас мы проверим, правильно ли вы усвоили основные физические понятия: физическое явление, физическое тело, вещество.На следующих слайдах, разгадав загадку, вы должны ответить на вопрос, чем является отгадка.Cлайд 19 «Чудо-птица, алый хвостУлетела в стаю звезд» - ракета, физическое тело.«Что с земли не поднимешь?» - тень, явление.Слайд 20 « Летит — молчит, лежит — молчит,Когда умрет — тогда заревет» -снег, вода, веществоСлайд 21 « В нашей комнате одно есть волшебное окно,В нем летают чудо-птицы, бродят волки и лисицы.Знойным летом снег идет, а зимою — сад цветет.В том окне чудес полно! Что же это за окно?» Телевизор, физическое тело.Слайд 22 « Пушистая вата плывет куда-то,Чем вата ниже, тем дождик ближе» - туча, физическое явление.Слайд 23 « И в огне не горит, и в воде не тонет» - лед, веществоСлайд 24 « Белый дым тянул за чуб, раскачал на поле дуб,Застучал в ворота — эй, откройте! Кто там? -ветер, физическое явление.Слайд 25 « Я и туча, и туман, и ручей, и океан,И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» -вода, веществоСлайд 26 «Сначала — блеск, за блеском — треск,за треском — плеск» - молния, гром, дождь, явления.Слайд 27 «В синем небе -светляки, не дотянешь к ним руки,А один большой светляк изогнулся как червяк» - звезды, Луна, физические тела.Слайд 28 « На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка,Эта стрелка наперед нам погоду узнает» - барометр, физическое тело.
- Слайды 29-30 - подведение итогов урока, задание на дом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий