Translate

воскресенье, 30 октября 2011 г.

Физика-наука о природе. План-конспект урока


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ
«ФИЗИКА — НАУКА О ПРИРОДЕ» 7 класс

ЦЕЛИ УРОКА:
  • сформулировать цели изучения различных явлений природы;
  • рассмотреть примеры физических и нефизических явлений;
  • ввести основные понятия: материя, физическое тело, поле, вещество, явление;
  • познакомить учащихся с методами изучения различных явлений и показать роль физики как ведущей науки ;
  • ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете физики.
     
ОБОРУДОВАНИЕ: раствор щелочи и раствор фенолфталеина; электрофорная машина, маятник Максвелла, шарик на нити, пружинный маятник, камертон, легкоподвижная тележка, магнит, катушка-моток, керамические или полосовые магниты на каждый стол, источник тока, соединительные провода, спиртовка, пробирка с водой.
Для демонстрации презентации: компьютер, мультимедийный проектор.
ПЛАН УРОКА:
  1. Организация урока: знакомство с классом, инструктаж по технике безопасности в кабинете физики, требования к изучению предмета.
  2. Объяснение материала с использованием презентации — эвристическая беседа.
    Слайды 1-2.
    Физика — наука о природе. Но наук о природе много. Вспомним, какие науки о природе вы уже изучали. Чем же отличается физика от всех этих наук? В каких случаях и в какой профессинальной деятельности людям требуются знания по физике?
    Учащиеся высказывают свои предположения.
    ВЫВОД — физика — наука, которая изучает законы природы и объясняет различные явления. Знание законов физики необходимо людям разных профессий: строителям, врачам, инженерам, космонавтам и т.д.
    Слайды 3,4,5 — рассматриваются примеры явлений, которые изучают другие науки:
    - из яйца появляется цыпленок
    - из икринки появляется лягушка - эти явления изучает биология;
    - превращения одних веществ в другие изучает химия
    (Н. Семенов — лауреат Нобелевской премии, будучи школьником, в домашних условиях соединил металл натрий и газ хлор и получил поваренную соль, посолил ею хлеб и съел).
    Демонстрация - в раствор щелочи добавляем раствор фенолфталеина и наблюдаем изменение окраски.
    Особенности различных климатических зон объясняет география.
    Слайд 6 — Какие же явления изучает физика?
    Демонстрация — колебания пружинного маятника и маятника Максвелла- пример колебаний.
    Демонстрация - звучание камертона — пример звукового явления.
    Слайды 7,8пронаблюдаем тепловые явления. Тепловые явления происходят при нагревании или охлаждении. Кипение воды — одно из таких явлений.
    Демонстрация — кипение воды в пробирке. Какие еще тепловые явления вам приходилось наблюдать? Учащиеся приводят примеры тепловых явлений.
    Слайды 9,10 - Механическое движение — одно из самых распространенных явлений в природе. Посмотрите на полет бабачки. Как можно обнаружить, что она движется? (Она изменяет свое положение относительно цветка гортензии, мы наблюдаем движение ее крыльев).
    Колобок также изменяет свое положение относительно дерева.
    Демонстрация: движение тележки, движение шарика на нити.
    Слайды 11,12 - демонстрируют световые явления. Эти явления иначе называются оптическими. Приведите примеры других световых явлений. Какова их роль в повседневной жизни?
    (Учащиеся приводят примеры световых явлений и оценивают их роль).
    Слайд 13 -Полярное сияние. Можно ли назвать это явление оптическим явлением? Конечно. Но физика позволяет выяснить причину этого явления и объяснить его. Причина возникновения полярных сияний - наличие у Земли магнитного поля. Земля — огромный магнит.
    Демонстрация — действие магнитного поля на катушку с током.
    Магнетизм тесно связан с электрическими явлениями. Одно из этих явлений мы наблюдаем в природе очень часто. Какое это явление?
    Слайд 14 — Молния.
    Мы можем получить маленькую молнию у нас в классе.
    Демонстрация: получение электрического разряда с помощью электрофорной машины и взаимодействие электрических зарядов.
    Как много различных явлений мы пронаблюдали! Но много интересных и необычных явлений мы можем пронаблюдать в просторах Вселенной. Для изучения Вселенной астрономы используют различные физические методы исследований — измеряют температуру звезд, определяют их химический состав.
    Слайд 15 — связь физики с другими науками. Методы физических исследований используются в разных областях науки: химии, географии, биологии, астрономии. Можете ли вы привести примеры? (Беседа с учащимися о связи различных наук). А какая связь у физики и математики? При изучении законов физики мы будем выражать эти законы с помощью формул, рассчитывать физические величины, строить графики.
    ВЫВОД: изучая различные физические явления физики открывают законы природы, которые позволяют объснить все процессы, происходящие в природе.
    Слайд 16 - основные понятия физики.
    МАТЕРИЯ — это все то, что существует в природе независимо от нашего сознания .
    Материя существует в виде вещества и в виде поля.
    Из разных веществ состоят физические тела. (Привести примеры физических тел и определить, из каких веществ они состоят)
    Поле — особый вид материи. Увидеть и потрогать поле мы не можем, но действие поля мы можем наблюдать.
    Мяч, подброшенный вверх, падает на землю — это действие поля тяготения.
    Взаимодействие магнитов — действие магнитного поля.
    Взаимодействие электрических зарядов — действие электрического поля.
    Слайд 17 — методы изучения физики.
    Наши предки, наблюдая за различными явлениями природы, не могли правильно объяснить их причины. ( Приведите примеры). Поэтому наблюдения не всегда позволяют сделать правильные выводы. Для изучения природы ученые проводят опыты ( эксперименты). Давайте проведем эксперимент с магнитами и попробуем сделать вывод. (Учащиеся наблюдают взаимодействие магнитов и делают выводы:
    - магниты имеют два полюса;
    - магниты взаимодействуют по-разному: могут притягиваться и отталкиваться)
    На основании опытов ученые выдвигают гипотезу — предположение, которое либо подтверждается, либо опровергается другими опытами. На основании полученных результатов создается теория и устанавливаются физические законы.
  1. А сейчас мы проверим, правильно ли вы усвоили основные физические понятия: физическое явление, физическое тело, вещество.
    На следующих слайдах, разгадав загадку, вы должны ответить на вопрос, чем является отгадка.
    Cлайд 19 «Чудо-птица, алый хвост
    Улетела в стаю звезд» - ракета, физическое тело.
    «Что с земли не поднимешь?» - тень, явление.
    Слайд 20 « Летит — молчит, лежит — молчит,
    Когда умрет — тогда заревет» -снег, вода, вещество
    Слайд 21 « В нашей комнате одно есть волшебное окно,
    В нем летают чудо-птицы, бродят волки и лисицы.
    Знойным летом снег идет, а зимою — сад цветет.
    В том окне чудес полно! Что же это за окно?» Телевизор, физическое тело.
    Слайд 22 « Пушистая вата плывет куда-то,
    Чем вата ниже, тем дождик ближе» - туча, физическое явление.
    Слайд 23 « И в огне не горит, и в воде не тонет» - лед, вещество
    Слайд 24 « Белый дым тянул за чуб, раскачал на поле дуб,
    Застучал в ворота — эй, откройте! Кто там? -ветер, физическое явление.
    Слайд 25 « Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
    И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» -вода, вещество
    Слайд 26 «Сначала — блеск, за блеском — треск,
    за треском — плеск» - молния, гром, дождь, явления.
    Слайд 27 «В синем небе -светляки, не дотянешь к ним руки,
    А один большой светляк изогнулся как червяк» - звезды, Луна, физические тела.
    Слайд 28 « На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка,
    Эта стрелка наперед нам погоду узнает» - барометр, физическое тело.
  2. Слайды 29-30 - подведение итогов урока, задание на дом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий