Translate

пятница, 1 июня 2012 г.

Архимедова сила. План-конспект урока.


КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРЕЗЕНТАЦИИ (скачать отсюда) ПО ТЕМЕ: «СИЛА АРХИМЕДА»

ТЕМА УРОКА: «Сила Архимеда»
ЦЕЛЬ УРОКА: объяснить причины возникновения выталкивающей силы;
вывести формулу для расчета этой силы.



ЗАДАЧИ УРОКА:
  • ознакомить учащихся с действием выталкивающей силы; выяснить, от чего зависит эта сила;
  • продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать результаты опытов и делать выводы;
  • совершенствовать навыки групповой работы;
  • развивать познавательную активность учащихся.
    ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная презентация, мультимедийная установка; ведерко Архимеда, стакан с отливом, штатив;
  • для фронтальной работы в группах: динамометры, наборы калориметрических тел, стаканы с водой и насыщенным раствором поваренной соли, тела одинакового объема, но разной массы .
    Учебник: Перышкин А.В. «Физика 7 кл», М. «Дрофа»2003 г.
ХОД УРОКА:

  1. Организация урока, объявление цели и задач урока слайд № 1.
  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ — игра «ФИЗИЧЕСКОЕ ЛОТО».
    Слайд № 2 — правила игры: учащиеся получают запечатанные конверты с номерами.
Слайд № 3 — картинки с заданиями:
      1. рисунок сосуда с отпадающим дном - опыт показывает существование давления внутри жидкости и доказывает, что это давление на одном и том же уровне одинаково по всем направлениям;
      2. барометр — анероид — рассказать о назначении этого прибора;
      3. опыт, демонстрирующий закон Паскаля — объяснение опыта и формулировка закона Паскаля;
      4. опыт, проведенный Паскалем — объяснение опыта;
      5. опыт, демонстрирующий зависимость давления от глубины погружения — задание 13 учебника;
      6. опыт — шар Паскаля — объяснить результаты опыта;
      7. рисунок — ртутный барометр — объяснить принцип действия, указать на недостатки ртутного барометра;
      8. опыт Торричеллли — рассказать о прведении опыта и его результатах;
Слайд № 4 — задания физического лото
9) заправочный агрегат — рассказать о принципе действия
поршневого насоса;
    1. принцип действия барометра — анероида;
    2. принцип действия гидравлической машины.

        Отвечают те учащиеся, у которых номера в конверте совпадают с номером задания ( по желанию).
        3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
        Слайды № 5, 6 — сведения о жизни и деятельности Архимеда.
        О жизни ученого сохранилось очень мало сведений. Известно, что он активно участвовал в обороне родных ему Сиракуз и созданные им машины сделали город неприступным. Он погиб при взятии города римлянами, происшедшего в результате предательства. Архимед был родственником царя Сиракуз — Гиерона. Отцом его был Фидий — придворный астроном царя. Ученый начал свою деятельность как инженер — создатель военных машин и фортификатор, реконструирующий укрепления Сиракуз. Теоретические знания он получил в Александрии и после возвращения на родину, Архимед занимается решением задач геометрии, закладывает основы гидростатики, вводит понятие центра тяжести и формулирует закон рычага.
        Слайд № 7 — корона Гиерона — легенда о короне Гиерона дошла до нас благодаря римскому архитектору Витрувию. Решение этой задачи позволило Архимеду найти способ определения плотности тел и послужило основой сочинения « О плавающих телах».
        ( С.В. Житомирский, «Архимед», Москва, «Просвещение», 1981 г.
        Cлайд № 8 — проблемный вопрос «Почему вес тела в воздухе и в воде разный?» Попробуем ответить на этот вопрос.
        Cлайд № 9 — как рассчитать объем тела в жидкости? - объяснение по чертежу слайда.
        Слайд № 10 - расчет силы Архимеда — объяснение по чертежу слайда, запись в тетради учащихся.
        Слайд № 11- формула и формулировка закона Архимеда — запись в тетради учащихся.
        Cлайд № 12 — как определить вес вытесненной жидкости? - объяснение по слайду и демонстрация учителя. ( Экспериментальная проверка закона Архимеда)
        4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ.
        Цель работы — выяснить, от чего зависит и от чего не зависит сила Архимеда. Каждая группа состоит из 4 человек.
        Задания группам:
        - выяснить, зависит ли сила Архимеда от плотности тел, погруженных в воду;
        - выяснить, зависит ли сила Архимеда от плотности жидкости;
        - выяснить, зависит ли сила Архимеда от объема тел, погруженных в воду; на тело
        - выяснить, зависит ли сила Архимеда от формы тел, погруженных в воду;
        - выяснить, зависит ли сила Архимеда от глубины погружения.
        Результаты выполненных экспериментальных заданий обобщаются с помощью слайдов № 13, 14, 15 и записываем вывод с помощью слайда № 16.
        5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА — разбор качественных задач по слайдам № 17; 18; 19; 20.
        Слайд № 17 : Какое тело на рисунке имеет наибольший объем?
        На какое из тел действует большая сила Архимеда? (На рыбку)
        Слайд № 18 : Cила тяжести, действующая на тело, равна 50 Н. Так как тело находится в равновесии, то сила Архимеда равна силе тяжести. ( 50 Н)
        Слайд № 19: - задание аналогично заданию слайда № 18 ( 110 Н)
        Cлайд № 20: Одинаковый ли объем имеют шары? (Равновесие весов нарушится, так как на шар большего объема будет действовать большая выталкивающая сил)
        6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
        ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
        Комментирование оценок учащихся.
        Комментирование домашнего задания.
        Дополнительное задание — подумайте, как определить объем вытесненной вами жидкости?
        Зависит ли этот объем от глубины погружения в воду?
        Будет ли зависеть сила Архимеда от глубины вашего погружения в воду?
        Технологическая карта занятия

№ п/п Этап урока Время Действия учителя Действия обучающихся
1 Организация урока.
Сообщение темы и задач урока.
3 мин
Сообщает тему урока,задачи урока, выдает задания и карточки с номерами.
Записывают в тетради тему урока
2 Актуализация знаний- игра «Физическое лото» 10 мин Объясняет правила игры, выслушивает ответы обучающихся и комментирует их. Отвечают по теме выпавших номеров, выслушивают ответы и задают вопросы.
3 Объяснение нового материала ( с использованием презентации) 10 мин Сообщает сведения о жизни и деятельности Архимеда, формулирует закон Архимеда и выводит формулу. Записывают вывод формулы закона Архимеда и формулировку закона Архимеда, отвечают на вопросы учителя.
4 Выполнение экспериментальных заданий по группам 5 мин Проверяет выполнение заданий, оказывает помощь в их выполнении.


Выполняют экспериментальные задания и делают выводы.
5 Обобщение результатов выполнения заданий
( c использованием презентации)
5 мин Слушает отчеты групп и обобщает результаты выполнения заданий. На основании экспериментальных заданий делают выводы, комментируют слайды презентации.
6 Решение задач по слайдам презентации. 8 мин Задает вопросы к слайдам презентации, оказывает помощь в выполнении заданий, комментирует их выполнение. Решают задачи по слайдам презентации, задают вопросы и комментируют ответы обучающихся.
7 Подведение итогов урока.
Задание на дом.
4 мин Оценивает работу обучающихся. Комментирует выполнение домашнего задания. Записывают задание на дом, выслушивают комментарии учителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий